Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек в пустыне

Неделя 8-я по Пятидесятнице



Евангелие от Матфея. глава 14, стихи 14-22

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

Он сказал: принесите их Мне сюда.

И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.


Евангелие от Марка. глава 6, стихи 35–44

И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, -

отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.

Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?

Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.

Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.

И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.

И ели все, и насытились.

И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.

Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.


Евангелие от Луки. глава 9, стихи 12–17


День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.

Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?

Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.

И сделали так, и рассадили всех.

Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.

И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.



Евангелие от Иоанна. глава 6, стихи 5–14

Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?

Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.

Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.

Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:

здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?

Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.

Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.

И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.





Толкование на Евангелие от Матфея. глава 14, стихи 14-22


От блж. Феофилакта Болгарского


И выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их

Народ показывает веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следуют за Ним пешком и без пищи. Это все - от веры.


Ст. 15-16 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее, отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть

Человеколюбивы ученики, ибо они заботятся о народе и поэтому не желают, чтобы он был голодным. Что же Спаситель? «Дайте, - говорит, - им вы есть». Говорит это не потому, что не знал, какую бедность испытывали апостолы, но для того, чтобы, когда они скажут «не имеем», оказалось, что Он приступает к совершению чуда по нужде, а не из любви к славе.


Ст. 17-19 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу

Принесите Мне хлебы сюда, ибо хотя поздно, но Я - Творец времени; хотя место пустынно, но Я Тот, Кто дает пищу всякой плоти. Отсюда научаемся тому, что если и немногое имеем, мы должны употреблять его на гостеприимство, ибо и апостолы, имея немногое, отдали народу. Но как это немногое умножилось, так умножится и твое немногое. Размещает народ на траве, научая простоте, чтобы и ты не покоился на многоценных постелях и коврах. Подымает взоры к небу и благословляет хлебы, может быть, и для того, чтобы уверовали, что Он не противник Богу, но пришел от Отца и с неба, а также и для того, чтобы научить нас, чтобы мы, прикасаясь трапезы, благодарили и таким образом вкушали пищу.


Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все, и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Ученикам дает хлебы, чтобы они всегда помнили о чуде и чтобы оно не выходило из их мысли, хотя они и скоро позабыли о нем. Чтобы ты не подумал, будто Господь совершил чудо только призрачно, с этой целью хлебы умножаются. Двенадцать коробов оказывается для того, чтобы и Иуда понес и не был увлекаем на предательство, раздумывая о чуде. И хлебы умножает, и рыбы, чтобы показать, что Он - Творец земли и моря и что все, что мы едим каждый день, едим потому, что Он подает, и пища Им умножается. В пустыне было чудо, чтобы кто-либо не подумал, будто из ближнего города купил Он хлебы и разделил народу; ибо была пустыня. Это сообразно с рассказом. По наведению же узнай, что когда Ирод, плотский грубый ум иудейский (ибо это означает в переводе слово Ирод), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус на будущее время отходит в пустынное место, к язычникам, пустыне по отношению к Богу, и врачует недужных душою, затем и питает их. Если Он не отпустит нам согрешений и не уврачует болезней посредством крещения, то не напитает нас и причащением Пречистых Тайн, так как никто из некрестившихся не причащается. Пять тысяч — это пять чувств, которые находятся в худом состоянии и врачуются пятью хлебами. Ибо так как пять чувств болело, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы - это слова рыбарей: одна рыба — Евангелие, другая - Апостол. Но некоторые под пятью хлебами разумеют пятокнижие Моисея, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибо то, чего не могли мы, простой народ, съесть, то есть понять, то понесли и вместили апостолы. «Кроме жен и детей», ибо христианин не должен иметь что-либо детское или женоподобное и немужественное.


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ

Указывая на неразлучность учеников, Матфей сказал «понудил», ибо они хотели всегда быть с Ним. Господь отпускает народ, потому что не желал, чтобы они сопровождали Его, чтобы не показаться честолюбивым.

Толкование на Евангелие от Матфея.



От прав. Иоанна Кронштадтского


Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей

Пяти небольших хлебцев и двух рыб достаточно было для насыщения пяти тысяч человек мужчин, изнуренных, голодных, не говоря о женщинах и детях, которых тоже, вероятно, было немало. Познай, христианин, в твоем Сладчайшем Иисусе Христе всемогущего Творца мира, Который, не затруднившись создать из ничтожества такой громадный, светозарный и стройный механизм вселенной, конечно тем более не мог затрудниться в способе насыщения грубых, вещественных тел людей. Он мог бы поддержать их силы и жизнь одним всесильным словом Своим, так, как целая вселенная носится Его всемогущим словом; но Ему угодно было насытить их тою пищею, какую дал им в начале, то есть из земных растений (что Он сделал, то сделал навсегда хорошо и поправлять Ему Себя не в чем), как таким средством, которое соответствует земляной, стихийной природе человека. Посмотрел бы я, как эти хлебцы разламывались, как долго их ломали, как из них вышло больше пяти тысяч кусков, как потом еще осталось от этих пяти хлебцев гораздо больше остатков, чем сколько было самых хлебов! Святое Таинство Тела и Крови Христовых представляет и в нашу пору образчик этого насыщения народов хлебами.

Дневник. Том I. 1856.


Толкование на Евангелие от Марка. глава 6, стихи 35–44


От прав. Иоанна Кронштадтского


И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много

Как приятно было смотреть на Тебя в это время, Воплощенная Любовь, [когда] пред Тобою тысячи простого, бедного народа стояли в молчании, жадно слушая животворное слово Твое. Прошло уже много времени (час мног, неопределенно), a Господь все учил их о Царствии Небесном.


И ели все, и насытились

Чудесный обед! А как он был вкусен, вышедши из рук Творца неба и земли! Вот где виден Творец мира.

Дневник. Том II. 1857-1858

.


От блж. Феофилакта Болгарского


Фарисеи, будучи хищными волками, не спасли народа, а поедали его. Поэтому народ, миновав их, собирается ко Христу, истинному Пастырю. И Христос дает ему пищу, сначала более полезную и ценную - в слове, а потом и телесную. Но посмотри на учеников, как они отличаются человеколюбием! Жалея о народе, подходят ко Христу и начинают умолять Его о нем. Господь же, искушая их и испытывая, познали ли они силу Его, что Он может напитать народ, говорит: «вы дайте им есть». На это ученики, в виде упрека, представляют Ему, с одной стороны, великость своей скудости, с другой, - многочисленность народа, как будто Он не знает этого. В сем затруднении они говорят: «разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?» Наконец Господь заставляет всех возлечь на траве отдельными рядами. То есть как бы за разные столы.


Ст. 41-44 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей

Господь взирает на небо, во-первых, для того, чтобы научить нас просить себе пищу у Бога, а не у диавола, как делают люди, живущие неправедными прибытками, во-вторых, для того, чтобы показать народу, что Христос не противник Богу, напротив, Сам призывает Бога. Дает хлебы ученикам, дабы они не позабыли о чуде после того, как принимали хлебы собственными руками. И двенадцать коробов избытков остаются для того же, чтобы каждый из апостолов, понесши на своих плечах по коробу, содержал чудо всегда в памяти. А то, чтобы не только напитать такое множество народа, но еще оставить избытки, есть знак преизбыточествующей силы во Христе. Моисей хотя и давал манну, но только на нужду каждого, ибо в том, что оставалось лишнего, заводились черви. И Илия, пропитывая известную жену, доставлял именно столько, сколько достаточно было для пропитания. Напротив, Иисус как Владыка производит то, что оказывается избыток. Это - смысл исторический. В переносном смысле пять хлебов означают книги Моисеевы, которых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Две рыбы знаменуют слова рыбарей - Апостол и Евангелие. Ими-то питаются наши пять чувств, означаемые пятью тысячами народа. Впрочем, мы не все можем съесть, но многое останется в избытке, что могут понести одни апостолы. Так, труднейших сторон разумения Закона и Евангелия мы, еще раболепствующие пяти чувствам, не можем понести, а могут одни апостолы.




.

Толкование на Евангелие от Луки. глава 9, стихи 12–17


От блж. Феофилакта Болгарского

Иисус, имея намерение совершить чудо над хлебами, уходит в пустое место, чтобы кто-нибудь не вздумал сказать, что хлебы принесены были из города, вблизи находящегося. - Приняв народ, Он учил и исцелял, чтобы ты познал, что целомудрие наше разделяется на слово и дело и что как не должно говорить того, что неудобоисполнимо, так не должно делать того, о чем нелепо говорить. - Когда день склонялся к вечеру, ученики, начавшие уже отличаться человеколюбивыми и пастырскими расположениями, сжалились о народе и сказали: отпусти их, то есть скорей уврачуй их болезни, исполни их прошения. А Господь говорит ученикам: «вы дайте им есть». Говорит Он так не потому, будто не знал о скудости, но потому, что желал заставить учеников самих высказать, сколько они имеют хлебов, и таким образом чрез исповедание их, чрез объявление количества хлебов, явить все величие чуда. Повелевая ученикам рассадить народ рядами по пятидесяти, показывает, что и нам, когда принимаем какого-нибудь странника, должно успокоить его и прилагать всякое попечение о нем. Взирает на небо, чтобы показать, что и мы, намереваясь вкушать пищи, должны воссылать благодарение Богу. Дает Сам ученикам, а они потом уже и народу; это для того, чтобы не забывали о чуде, но вспоминали бы о нем при мысли, что они брали хлебы в свои руки. Остатков было двенадцать коробов, чтобы мы знали, какую силу имеет странноприимство и как умножается наше достояние, когда мы помогаем бедным. - Впрочем, об этом пространнее сказано в объяснении на Евангелие от Матфея (см. гл. 14).




Толкование на Евангелие от Иоанна. глава 6, стихи 5–14


Евфимий Зигабен

Сие же глаголаше искушая его: Сам бо ведяше, что хощет сотворити

Там же объяснено и это. Слова: искушая его или, соответственно данному там объяснению, можно понимать как бы о человеке, или же как о Боге, вместо: повергая его в недоумение, чтобы, признавшись в недоумении, он яснее увидел величие имеющего совершиться чуда; если бы оно просто совершилось, то не показалось бы столь великим. А как Бог, Он знал, что Филипп Ему ответит. Некоторые говорят, что Бог искушает человека двояким образом: или для того, чтобы обличить слабость в ком-либо, как теперь в Филиппе, или чтобы показать в ком-либо твердость, как некогда в Аврааме. Написано (Быт. 22, 1), что Бог искушал Авраама, когда заповедал ему принести сына своего во всесожжение.


Отвеща Ему Филипп: двема стома пенязей хлебы не довлеют им, да кийждо их мало что приимет

Обрати внимание, как слаб еще был ум у Филиппа, который не мог понять силы Божества Его.


Глагола Ему един от ученик Его, Андрей, брат Симона Петра

Ст. 8-9: В четырнадцатой главе Евангелия от Матфея была речь и об этом (Мф.14:15-17). Мысль Андрея была более возвышена, чем Филиппа, но и она еще не достигала совершенства. Он думал, что из меньшего Иисус Христос сделает меньше, а из большего – большее; поэтому прибавил: но сии что суть на толико?


Рече же Иисус: сотворите человеки возлещи. Бе же трава многа на месте. Возлеже убо мужей числом яко пять тысящ

В указанной главе сказано об этом обширнее (см (Мф.14:15-17)). Не смутились ученики, но тотчас узнав, что Иисус Христос намерен сотворить чудо, беспрекословно повиновались.


И яко насытишася, глагола учеником Своим: соберите избытки укрух, да не погибнет ничтоже

Ст. 12-13: Смотри там же. (Мф.14:20-21) Повелел собрать остатки не для показа, но для того, чтобы совершившееся не показалось каким-либо призраком; а хлебы и рыбу увеличил из предложенного вещества, как по той же самой причине, так и для того, чтобы заградить уста Маркионитам, которые порицали творение, говоря, что оно не есть дело Божие.


Человецы же видевше знамение, еже сотвори Иисус, глаголаху, яко Сей есть воистинну Пророк грядый в мир

Постыдное чревоугодие! Прежде, хотя видели весьма много гораздо более удивительного, они ничего такого не говорили, а когда насытились, тогда признали Его пророком, которого ожидали по обетованию Моисея.



Проповедь митрополита Антония Сурожского

Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение народа пятью хлебами

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.


Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новых контекстах и перед лицом новых обстоятельств – исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может ударить нас в душу по-новому.


Сегодня мы читаем о насыщении народа Христом. И чаще всего у отцов Церкви и у духовных писателей читаешь о их чувстве изумления о милосердии Божием и о власти Бога, Который мог напитать столько народа столь малым, Который мог творить чудеса в мире, таком Ему чуждом, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему действовать.


При чтении сегодня этого Евангельского отрывка, меня по-новому поразили слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, ближайшие селения далеко, они ослабеют на пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше: а ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящее слово Христово. И Христос говорит ученикам: Нет, им не нужно уходить, – дайте вы им есть... Но как же они могут накормить такую толпу людей, мужчин, женщин и детей, у них всего пять хлебов и две рыбки? И тут – вызов Христа ученикам, и вызов Христа нам. Да, – в каком-то смысле один только Бог может совершить это чудо; но только если мы содействуем этому чуду открытостью нашего сердца и открытостью наших рук, вложив в чудо все, что у нас есть. Христос не сказал ученикам: сберегите то, что вам нужно самим, и отдайте остальное, отдайте другим то, что останется: Он сказал: возьмите все, что у вас есть, и отдайте все...


Не говорит ли это нам Господь сейчас, особенно подчеркнуто, когда мы так обеспечены, так богаты, так благополучны, и когда день за днем мы слышим о голоде, и о нищенстве, и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? И Господь нам говорит совсем просто: отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше: не просите Меня о чуде, когда вы можете сделать то, что нужно...


Апостолы могли сделать немного: они могли только разделить пять хлебов и две рыбы: но мы можем поделиться так многим! Если бы наши сердца были открыты, и если бы сердца каменные Бог претворил в сердца плотяные, если бы мы научились хоть немного – о, хоть самую каплю! – деятельной любви к ближнему, то не было бы голода в мире.


И сегодняшнее Евангелие говорит нам: оглянись вокруг: оглянись на каждого человека, который голоден, каждого человека, который бездомный, каждого человека, который в нужде, и помни, что каждый из этих людей – твоя ответственность, что весь их голод, вся их бездомность, все их нищенство в конечном итоге – результат твоего благополучия, твоего удобства, твоей обеспеченности и твоего отказа разделить, поделиться, дать. Дать не больше того, что есть, а просто дать.


Если бы мы только помнили, что, как сказал один святой, имени которого я сейчас не припомню, когда он съедает кусок сверх своей необходимости, когда он приобретает или удерживает что-то сверх своей строгой нужды, он украл это у голодного, он украл это у бездомного, он украл это у замерзающего, – он вор!.. Не относится ли это к нам еще острее, чем к этому подвижнику?


Мы должны задуматься над этим: ведь мы ведем себя, как плохие, нечестные управители; потому что есть такая вещь, как управление, ответственность за богатство – интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, материальное. Вы, вероятно, помните рассказ о недостойном, неверном управителе, который мошенничал и обкрадывал своего хозяина; и когда хозяин обнаружил его нечестность и пришло ему время расчета, то управитель позвал тех, кто был должен его хозяину, и списал, уменьшил их долг. Вот нечто, чему мы можем научиться. Он обратился к людям, и помог им, чем только мог: мы этого не делаем.


Задумаемся над этими словами Христа: людям не нужно уходить от Моего присутствия, чтобы напитаться; дайте им вы то, что нужно.. И если бы мы оглянулись вокруг себя – не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя – на нужды людей, которые голодны, которые бездомны, которые лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, нуждается в поддержке, нуждается в дружбе, в солидарности, мы начали бы выполнять этот завет Христа.


Но не станем обманываться; не добрым словом, не ласковым жестом мы его выполним; Христос сказал: отдайте все, что у вас есть... А нам, принимая, может быть, в учет малость нашей веры, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: Дайте то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, – но вдумайтесь правдиво, что такое этот излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды. Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное.


Это – суд Божий надо мной; и это тоже призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас. Аминь!


13 августа 1989 г.







Чтобы ничего не пропало


«Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин. 6:12)


Не странно ли, что Тот, Кто так легко мог накормить пять тысяч человек пятью хлебами, заботился о сбережении остатков? Но если даже мы имеем все в изобилии, ничего не должно быть потеряно. То же правило применяется и к употреблению времени. Время такое сокровище, которое не должно тратиться даром. А как много потерянного времени в нашей жизни. Если бы сосчитать все минуты, которые пропадают у нас каждый день без употребления, насчитались бы целые годы. Сколько добра можно было бы сделать в это время, которое ушло безвозвратно.


Силы наши также принадлежат Богу, и их мы не должны расточать понапрасну на пустое и ненужное. Все они пригодятся для дела Божия. Не будем же тратить их бесполезно, но посвятим Господу.


Мы должны будем ответить перед Богом за все то, что мы получили от Него, за каждую праздную минуту, за каждое лишнее слово Господь с нас взыщет. Он укажет неумолимо каждой душе, к чему она предназначалась и что ею было утрачено в пустословии и праздности.


Андрей Ткачев, протоиерей







НАСЫЩЕНИЕ ПЯТЬЮ ХЛЕБАМИ ПЯТИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК В ПУСТЫНЕ


(Мф.14:15–21; Мк.6. 35–44; Лк.9:12–17; Ин.6:5–14)


Согласно повествованию евангелистов, чудо насыщения малым количеством хлеба и рыбы, огромной массы людей, Христос совершил два раза. Сперва Он насытил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, а в другой раз семью хлебами и немногими рыбками – четыре тысячи мужчин, не считая в обоих случаях женщин и детей, которых всегда шло за Христом множество.


Оба чуда, по своему символическому смыслу и значению, очень близки между собою, но различаются в деталях и в обстановке их совершения, а потому опишем их отдельно.


Насыщение пятью хлебами отмечено всеми четырьмя евангелистами. Это чудо Христос сотворил вскоре после усекновения Иродом Иоанна Крестителя, и после возвращения своих учеников, посланных на проповедь.


«И собрались апостолы к Иисусу», – повествует ев. Марк, – и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного. Ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни...» (Мк.6:30–32).


А Сам Христос, извещенный учениками Иоанновыми о смерти своего Крестителя и Друга, услышав эту скорбную весть, тоже "удалился, – как свидетельствует ев. Матфей, – оттуда на лодке в пустынное место один». (Мф.14:12–13).


Через некоторое время апостолы собрались возле своего Учителя (Лк.9:10) на другой стороне озера, в пустынной гористой местности области Вифсаиды Юлиевой. Вифсаиду Юлиеву надо отличать от Вифсаиды Приморской, расположенной на Северо-Западном берегу вблизи г. Капернаума.


Чудо насыщения пятью хлебами было совершено на пустынном, но не бесплодном Северо-Восточном берегу Галилейского моря, ближайшим городом к которому была Вифсаида-Юлия.


Выйдя (очевидно, из своего уединения на горе), Иисус увидел множество людей; и сжалился над ними, «потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря: и начал учить их много», (Марк) «и исцелил больных их».


«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики – народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. А евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один».


К этому повествованию Матфея евангелисты Марк и Лука добавляют некоторые второстепенные подробности, как например: просьба двенадцати апостолов «отпустить народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали себе пищи» (Лука); или: Христос повелел апостолам рассадить всех «отделениями на зеленой траве; и сели рядами, по ста и по пятидесяти» (Марк), но все синоптики, как и евангелист Иоанн, единогласно свидетельствуют о главном, именно о литургическом, преобразовательном и пророческом значении чуда; они говорят, что Христос, «взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы, и дал ученикам Своим, чтобы они роздали им; и две рыбы разделил на всех...» (Марк).


«Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу...» (Лука).


Что же касается евангелиста Иоанна, то он в своем описании этого чуда приводит новые и существенные данные, и подробно и глубоко вскрывает литургический смысл всего события. Вся 6-ая глава Иоаннова евангелия связывает вместе три события: чудо насыщения хлебами, хождение Иисуса Христа по водам и, последующую за этим беседу в капернаумской синагоге – о Хлебе Небесном.


От Иоанна мы узнаем, что перед совершением чуда, «Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими», что событие имело место «в окрестности Тивериады», что это была весна, ибо «приближалась Пасха, праздник иудейский», и что после насыщения хлебами, «люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно тот пророк, Которому должно придти в мир». «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один».


Вся же центральная часть повествования воспринята Иоанном под другим углом зрения, в отличие от синоптиков. Он пишет, что «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Выло же на том месте много травы. Итак, возлегло людей около пяти тысяч». «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежащим, также и рыбы, сколько кто хотел».


Когда же все насытились, то толпа пришла в восторженное возбуждение от необычайности события, и некоторые, составив заговор, чтобы провозгласить Иисуса Христа царем Иудейским, хотели здесь же немедленно осуществить свое решение. Возможно, что среди заговорщиков был кто-нибудь и из апостолов (напр., Иуда?).


Тогда Христос «понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ» (Мф.14:22). Уже поздно вечером, когда становилось совсем темно, ученики Христовы сошли к морю и, видя, что Иисус не приходил к ним, а море становилось бурным, отправились одни. А Христос «отпустив их, пошел на гору помолиться».


Так было совершено первое чудо насыщения хлебами голодавшего в пустыне народа. Смысл этого чуда весьма глубок и многосторонен. Прежде всего, здесь была проявлена жалость и милосердие Христа к народу, из которых было множество больных и убогих, и «потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря».


«Христос сжалился над ними» и, – исцелив их болезни, – напитал их духовно Своим учением о Царствии Божием, и накормил телесно, проявив заботу о материальной нужде человеков. В последнем случае, Господь, на примере, показал истину Своего учения: – «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а прочее все приложится вам».Народ пришел в пустыню ко Христу за пищей духовной, а получил и ту, и другую. Второе: – Христос здесь показал необходимость организованности в раздаянии материальной помощи людям, и что это является долгом апостолов – («Вы дайте им есть»; – «Вы рассадите их по рядам» и т. д.) и обязательность экономии («Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропадало»).


Показав в этом чуде Свое могущество над материальной природой, испытав веру Своих учеников в том, что Ему, как Сыну Божию, все возможно, Христос, однако, в то же время утвердил пред всем народом истину, что «Царство Его не от мира сего», и отверг попытку людей провозгласить Его земным царем, освободителем евреев от власти Рима, организатором мирского благоустроенного государства и т. д.


Все это чрезвычайно важно, т. к. всякое слово здесь ознаменовано глубокой символикой; однако существеннейший и сокровенный смысл описываемого чуда заключается, как уже было нами отмечено, в литургическом и пророческом значении этого события. Христос, как и в Сионской горнице перед Гефсиманией – «воззрел на небо, благословил, преломил и дал ученикам». Но здесь это был прообраз, а там действительность. Христос здесь готовил мысль и сердце Своих учеников к принятию Тайны Святой Евхаристии, той Тайны, которая не вмещается умом человека, а познается только сердцем и любовью.


протоиерей Лев Липеровский




Недели по пятидесятнице

Чудеса Христовы