Толкование на Евангелие от Иоанна, 10:1-9

Евангелие от Иоанна, 10:1-9


1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

2. а входящий дверью есть пастырь овцам.

3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.



Толкование Евангелия от Иоанна, 10:1-9


Евфимий Зигабен


Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник

Под дверью в переносном смысле мы разумеем здесь закон, или вообще Священное Писание, потому что оно приводило людей к Богопознанию, отнимало у еретиков и язычников возможность ходить по пути благочестия и охраняло народ от наветов диавола, – под двором разумеем заботу и попечение об овцах, а под овцами – израильтян, народ Божий: мы, говорит Давид, людие пажити Его, и овцы руки Его (Пс. 94, 7). Значит, кто принимает на себя попечение о народе Божием не по Писанию, т.е. кто не пользуется им, управляет не согласно с ним, но приходит иначе, как бы перескакивает через эту дверь, или проламывает себе другой вход, тот не пастырь, а вор и разбойник: вор – потому, что хочет присвоить себе то, что не принадлежит ему, а разбойник – потому, что хочет погубить. Такого рода ворами и разбойниками были до пришествия Иисуса Христа – Иуда и Февда, а после – лжемессии, антихрист и все другие обольстители. Относится эта речь также к книжникам и фарисеям, которые, учаще учением, заповедем человеческим (Мф. 15, 9), нарушали закон. Видишь, как Иисус Христос изобразил вора, разбойника и обольстителя? Обрати же внимание и на признаки Пастыря.


а входящий дверью есть пастырь овцам.

Таков и Сам Иисус Христос, потому что Он пользовался Писаниями и действовал согласно с ними. Если же Он и совершал дела в субботу, то это были дела Божии, а закон запрещал только дела человеческие, или житейские.


Ему придверник отворяет,

Привратником, в переносном смысле, был Моисей, которому Бог вверил закон. Моисей открывает дверь Иисусу Христу, как истинному Пастырю, и допускает Его к заботе об овцах, потому что знает Его. Он написал: Того послушайте (Втор. 18, 15).


и овцы слушаются голоса его

Слушают, повинуются и следуют, потому что знают этот голос. Здесь под овцами разумеются только истинные овцы, достойные того, чтобы их пасти. Подобно тому как тот, кто входит через дверь, есть пастырь, так и те, которые слушаются голоса этого пастыря, суть овцы; все же другие этим самым отделились от стада овец.


и он зовет своих овец по имени

Это также черта пастыря, указывающая на усердную заботу его о каждой овце. Он не называл бы овец по имени, если бы, вследствие усердной заботы о них, не знал каждой отдельно.


И выводит их

на пастбище; а пастбище для разумных овец есть изучение Слова Божия, питающее их душу.


И когда выведет своих овец, идет перед ними;

ведя их по прямому пути и охраняя их. Правда, пастухи делают наоборот: они идут позади овец своих; но этот Пастырь употребляет необыкновенный способ, потому что и овцы у Него разумные. Равным образом, когда этот Пастырь посылал учеников Своих, то говорил им: се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16), между тем как пастухи гонят овец туда, где нет волков. Ходит же Он впереди овец Своих, как потому, что первый проложил путь жизни, так и потому, что исполнил то, чему учил других.


 а овцы за ним идут,

следуя по стопам Пастыря, идя по тому же самому пути и повинуясь Его законам.


 потому что знают голос его

к которому они привыкли, слыша его в словах знакомого им Священного Писания.


За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

Чужие – это те, которые входят не через дверь; и овцы не слушают голоса их, потому, что он отличен от того, который они обыкновенно слышат в Священном Писании, потому что голос этот исходит из собственного чрева их.


Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Говорил Иисус Христос неясно, желая возбудить внимание в слушателях. Затем и в другом отношении Он называет Себя дверью и пастырем.


Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

дверь, через которую овцы входят в горние обители. Иначе никто не войдет туда, как только через Иисуса Христа, через веру в Него и через Его учение.


Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники;

все, сколько их ни приходило от самих себя, не через вышеуказанную дверь, как Иуда, Февда и тому подобные. А пророки приходили не от самих себя, но были посылаемы Богом, и они входили не другим каким-либо местом, а через дверь. Следует иметь в виду, что Священное Писание часто общие понятия употребляет для выражения только частной мысли. Так и слово вси (παντες) означает здесь не просто всех тех, которые приходили прежде Иисуса Христа. Подобные же изречения есть и у Давида: вси уклонишася, вкупе неключими быша (Пс. 13, 3), но не таковы были истинные почитатели Божии того времени; – у Соломона: всяческая суета (Ек. 1, 2), но не такова добродетель. Есть и такие изречения, где всякий (πας) значит – никакой (ουδεις); таково, например, изречение Спасителя: и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Мф. 24, 22), т.е. никакая плоть; таково изречение Давида: и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118, 133), т.е. никакое, и многое другое.


 но овцы не послушали их.

истинные овцы. И отсюда ясно, что Иисус Христос не включал в число вышеупомянутых всех также и пророков, потому что их послушали овцы.


Я есмь дверь:

Повторением этого слова Иисус Христос усиливает Свою речь.


 кто войдет Мною, тот спасется,

Если кто будет ходить по заповедям Моим – спасется, потому что он войдет в горние обители.


 и войдет, и выйдет,

во всякое место вселенной, – что случилось с апостолами.


и пажить найдет.

не только для души, но и для тела, так как пред апостолами всегда было открыто все, что только имели верующие.





Православная мозайка