Празднуется в предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым
Основными в приготовлении к празднику Рождества Христова являются службы двух последних Недель, посвященных воспоминанию прародителей Спасителя и всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия. Одна из недель называется Неделей святых праотец, а другая – Неделей святых отец.
В Неделю святых Праотец Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, ожидавших Спасителя, начиная от первого человека – Адама, и включая Сифа, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида и прочих.
Ветхозаветные праведники и пророки верили в то, что однажды обещанный Помазанник придет на землю и человечество будет освобождено от древнего проклятия.
Пророк Исайя пророчествовал о том, что Христос родится от Девы: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил»(Ис.7:14).
Пророк Михей прорек место, где должно было совершиться Рождество Христово: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных»(Мих.5:2).
Пророк Даниил указал время, когда родится Мессия: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых»(Дан.9:24).
И другие пророки, и ветхозаветные праведники пророческим взглядом видели те или иные события, которые должны будут совершиться после Рождества Христова.
За свою веру в грядущего Мессию многие из ветхозаветных праведников претерпевали гонения и даже отдавали свои жизни. И празднование недели праотец напоминает нам об их подвиге, чтобы и мы, также как они, хранили свою веру в уже родившегося, воскресшего и вознесшегося на Небо Христа, не взирая на трудности, чтобы однажды оказаться свидетелями и Его Второго Пришествия.
НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕСНОПЕНИЙ СЛУЖБ НЕДЕЛИ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ и НЕДЕЛИ СВЯТЫХ ОТЕЦ...
В службе праотец и отец наибольшее внимание уделяется пророку Даниилу и трем отрокам как прообразовавшим в пещи огненной Рождество Христово, не опалившее "Утробу Девичу".
В Неделю праотец положен отдельный канон праотцам.
А в Неделю отец пророку Даниилу и трем отрокам посвящен тропарь. Им же посвящены в Недели праотец и отец кондак, икос и ипакои.
В обе Недели читаются на Литургии особые Апостол и Евангелие, и поется особый прокимен (воскресные Апостол, Евангелие и прокимен отменяются).
В своей песне в честь святых праотцев Церковь взывает: "Приидите, да восхвалим собор праотцев - Адама праотца, Еноха, Ноя, Мелхиседека, Авраама, Исаака и Иакова".
После грехопадения всеродного Адама поток тления и греха разлился по земле.
"Средостение греха" уносилось человеком в загробную жизнь.
Души умерших нисходили в темницу (греч. — ад, евр. — шеол), как бы в заключение, будучи связаны еще в земной жизни узами греха и невольным рабством врагу рода человеческого — диаволу.
"Узами греха" были связаны даже и праведно пожившие на земле, ибо и они не имели достаточно сил и чувств, необходимых для райской жизни: духовные силы их не были подготовлены к райскому Богообщению.
Человеку оставалась юдоль плача и воздыхания по Избавителю и Освободителю от рабства греха и диавола.
"Простри руку Твою (Боже), — так, вероятно, взывал ветхозаветный человек, — не остави нас, да не пожрет нас смерть, жаждущая нас, и сатана, ненавидящий нас, но прииди и приближися нам, и пощади души наша".
Обещание, что придет Избавитель — Христос, данное Богом еще Адаму, сохранилось в предании его потомков.
Но не скоро пришел на землю Христос Спаситель.
Потребовались многие и многие века, чтобы подготовить человечество к Его принятию.
И это понятно.
Человек был создан существом свободно-разумным и мог быть спасен Богом не иначе, как при своем добровольном желании.
Господь подготавливал человечество ко спасению: до Авраама — через праотцев, а после Авраама — через избранный народ Израильский.
О пришествии Спасителя многие "законнии образы и пророческие проречения яве предвозвещаху".
Пророки народа Израильского, начиная от Моисея и кончая "печатью пророков" Малахией, пророчествовали о Христе Спасителе.
"Образы неизреченного Твоего воплощения проявляя, Щедре, умножил еси видения и пророчествия вдохнул еси".
Бог, изрекая Свой суд Адаму и его потомству, предсказал и ту борьбу, которая будет происходить между семенем змия (диавола) и семенем жены.
Если под первым понимаются все люди, которые через грех работают диаволу, то под вторым следует понимать лучших потомков Адама, праотцев и отцов древности, которые своей праведной жизнью противоборствовали "семени диавола" — греховной части человечества.
Они жили непреложной, живой верой и ожиданием явления Божественного Посланника.
Человечество могло принять Христа только верою.
И первое, чего потребовал Христос от людей, была вера (Евр., гл. 11).
Задолго до Рождества Христова человечество в лице праотцев и отцов, которых воспевает Церковь в своих песнопениях перед праздником Рождества Христова, явило благие плоды веры.
"Верою (греч. "в вере") Бог оправдал праотцев", — говорится в кондаке Недели праотцев.
Поскольку многие из праотцев не принадлежали к избранному народу, Христос через них предобручил Себе язычников, чтобы впоследствии призвать языческие народы в Свою Церковь. Христос "возвеличил их (праотцев и отцов) во всех языцех", ибо от их рода происходила Пресвятая Дева Мария, которая без семени родила Христа.
Спаситель должен был родиться на земле телесно.
Насколько важно было телесное рождение, доказывается тем, что Евангелие начинается именно с родословия Христа.
Хотя рождение Спасителя и было чудесным, безмужным, но оно произошло от Матери, и благословенная Дева и Матерь не могла не иметь Своих предков.
"Закон наследственности, как и всякий закон, строгий и неумолимый, иногда бывает ужасен по своим последствиям.
Человеку приходится страдать всю жизнь — с детства, с колыбели за грехи своих предков, мучиться от нажитых ими болезней, порочных наклонностей.
Но этот же закон и весьма благодетелен для рода человеческого.
Он закрепляет все хорошее, нажитое человеком, закрепляет в потомках — и не только закрепляет, но и развивает, совершенствует.
Этот закон делает один род, один даже народ хорошим, честным, даже святым, другой — плохим, худшим, по крайней мере".
Особенно ярко это видно в родословии Иисуса Христа, в праотцах и отцах древности, от которых по плоти произошел Христос, — все они отличались высокой и праведною жизнью.
Вот восхваляется "первый Адам, рукою Зиждителя (через создание) почтенный", всех праотец; сын его Авель, дары принесший "душою благороднейшею", "которые и принял всех Бог и Господь"; "поется в мире Сифово к Зиждителю пламенное устремление, ибо в непорочном жительстве и душевной любви Тому истинно угоди".
"Чудный Еноc богомудренно положился в Духе на призывание устами, языком и сердцем Владыки всех и Бога".
И Енох, "благоугодив Господу, преставился в славе, явился лучше смерти, Божий быв раб искреннейший".
Бог, видя благородство и простоту нрава Ноя во всем совершенными, "соделал его главным вождем (родоначальником) второго мира".
Отец верующих — Авраам, образец кротости и покорности — Исаак, пример терпения — Иаков, покорности и целомудрия — Иосиф, милосердный Вооз, преданная Руфь, мужественный Давид, премудрый Соломон, несчастный Ровоам, благочестивый Езекия, кающийся Манассия, праведный Иосия и многие другие ветхозаветные праведники.
Так от одного праведника к другому передавалось благочестие на земле до Христа.
От таких благочестивых предков произошла Пресвятая Дева Мария, достигшая высочайшей святости и непорочности и послужившая великой тайне спасительного Боговоплощения.
К святости и высокому жребию Дева Мария была предуготована еще до Своего рождения подвигом праведной жизни предыдущих поколений ветхозаветных праведников, праотцев и отцов, ибо через них таинственно предвозвещалось явление в мир Христа, спасающего людей, "взывающа вся сущия в мире".
Чем ближе становилось время пришествия Христа, тем сильнее была вера и ожидание праведников Ветхого Завета.
Три отрока, находившиеся в пламени, верою побеждают огненную стихию, думая только о Боге отцов своих.
И пророк Даниил, будучи брошен в ров львиный, силою веры укрощал диких зверей.
Христос явился ожиданием не только избранного народа Божия, но и "чаянием (всех) языков".
Наконец, когда "оскуде князь от (племени) Иуды, время наста прочее (уже) в неже явится языков упование (чаяние народов) Христос" — "пророческая проповедания, речения и видения — конец прияша (начали осуществляться)" .
"Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити.
Вифлееме, земле Иудова!
Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш.
Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда".
"Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа!
К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне".
Сегодня день всех Праотцов, Великих славных мудрецов! Мы их молитвами живем, Долгожданной встречи ждем! Когда придем мы в мир иной, С открытым сердцем и душой. Нас встретят Ангелы, Пророки. До встречи с Богом свои сроки. Желал бы встретиться с Адамом, С отцом по вере Авраамом. С Ильей, с Давидом, Самуилом, С пророком Божьим Даниилом. Люблю Святых Ветхозаветных, Для мира скромных, неприметных. Они великие Мужи, Как буревестники Любви! Там ждут нас всех Святые предки, Там Ангелочки - наши детки. Те, кто страдали за Христа, |
Те, чья душа любви полна. Там Ева, Сарра и Ревекка, Они из будущего века. Пророк Самсон и Гедеон, Душою с Богом обручен. Исаия, Иов, Елисей, Иеримия - сын скорбей. Все те,кто жили до Христа, Кто чтили Бога и Отца. Сегодня праздник у меня, Душа любви к Святым полна! Так хочется припасть к ногам, Внимать всем сердцем их словам! Друзья, помолимся Святым, Душе и сердцу - дорогим. Попросим в вере укрепить, Дай Бог нам, как Они любить! Аминь. Иеромонах Иннокентий |
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА ЛИТУРГИИ
Евангелие от Луки, глава 14, стихи 16–24
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Перейти к странице с толкованием
О воскресном чтении Евангелия, о званных на вечерю
Господь приводит притчу о человеке, сделавшем брачный пир для сына. Позвав на него давно знакомых и уважаемых им людей, он столкнулся с тем, что они, «как бы сговорившись», отказались под разными предлогами: один купил землю, другой волов, третий – был занят семейными делами… И тогда слуги господина призвали на праздник всех, кто встречался им на пути – «нищих, увечных, хромых, слепых».
В конце отрывка звучат ставшие знаменитыми слова Господа о том, что «много званных, но мало избранных», то есть тех, кто способен принять Бога. Именно такими были праотцы, пронесшие свою веру в Него через всю многотрудную земную жизнь.
В этой притче господин прообразует Господа. Большой ужин, пир - это образ даров, которые Бог хочет нам дать. Он призывает нас быть с Собой. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор 2, 9). Пир состоится не только в день Второго Пришествия, не только в той жизни, которая откроется перед нами после смерти. На него мы призываемся сегодня. Господь призывает нас жить по заповедям: «Вот Я стою пред дверях и стучу и кто отворит Мне, войду и вечерю у него сотворю» (Откр 3:20).
Подобно званным из притчи, мы не отвергаем Господа. Мы отвечаем так же как и они: "не сегодня". Не сегодня потому, что... И мы находим "оправдывающие" нас обстоятельства, которые, как мы считаем, являются основанием отложить внимательную духовную жизнь.
ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА
Послание апостола Павла к Колоссянам глава 3, стихи 4–11
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
О чем Апостол дня
Это Послание Апостола Павла к христианам города Колоссы. В читаемом отрывке говорится о том, что верующий должен отречься от грехов, привязывавших его к мирской жизни и предать свою жизнь Христу, «совлечься ветхого человека». Новая же жизнь в Господе не знает разделения на варваров и иудеев, рабов и свободных – в новой жизни все это не имеет значения.
В храме прозвучат знаменитые слова Апостола:
«… несть еллин, ни иудей, обрезание, и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» (1 Кол. 3:11).
Обращаясь к этим словам именно в Неделю праотцев, Церковь утверждает что чествуемых святых, происходивших из разных народов и племен, имевших разное общественное положение – от странников без крова и постоянного дома до царей народа Израиля – объединяет самое главное: вера в Бога и любовь к Нему.
Тропарь воскресный
глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Кондак воскресный
глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Тропарь праотцев
глас 2
Ве́рою пра́отцы оправда́л еси́,/ от язы́к те́ми предобручи́вый Це́рковь:/ хва́лятся в сла́ве святи́и,/ я́ко от се́мене их есть плод благосла́вен,/ без се́мене Ро́ждшая Тя.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.
Кондак праотцев
глас 6
Рукопи́саннаго о́браза не поче́тше,/ но Неопи́санным Существо́м защити́вшеся, треблаже́ннии,/ в по́двизе огня́ просла́вистеся,/ среде́ же пла́мене нестерпи́маго стоя́ще,/ Бо́га призва́сте:/ ускори́, о Ще́дрый,/ и потщи́ся, я́ко Ми́лостив, в по́мощь на́шу,// я́ко мо́жеши хотя́й.
***
Этот воскресный день – призыв вспомнить о долгом, трудном, подчас мучительном пути человечества от грехопадения в Раю до Воплощения на земле Сына Божия. На нем – духовные взлеты и греховные падения, но никогда не угасала вера, и без преувеличения каждый из чтимых ныне святых мог сказать словами иудейского царя Манассии: «Ты еси Боже, Бог кающихся, и на мне явиши всю благость Твою, яко недостойна суща спасеши мя». Эти вера и покаяние через тысячелетия низведут на землю Божию милость: к людям придет Спаситель, до Рождества Которого остаются уже считанные дни...
«Се, время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити. Вифлееме, земле Иудова! Красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите горы и холмы, и окрестные страны иудейские, яко грядет Христос, да спасет человека, его же созда». «Ныне чаяние языков от Девы предгрядет, Вифлееме, приими Христа! К Тебе бо воплотивыйся приходит, Едем отверзая мне».
Интересные страницы: