Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России - это особая святыня Владимиро-Суздальской земли.

Как известно, икона была написана по повелению святого князя после ночного видения ему Богоматери на том самом месте, где позднее князем был основан Боголюбский монастырь и выстроен город Боголюбов.



Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии.

Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в греческом церковном искусстве XI-XII вв.

Свиток в руке Богоматери был дописан позднее, он сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница).

Создателем иконы был или греческий иконописец, или русский мастер, хорошо знакомый с современным ему греческим искусством.


В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения.

В настоящее время древняя икона XII в. находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.


Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым.

Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ.

В день встречи икон у стен Москвы «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.

После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители.


Сохранилась память о том, что в 1432 году вел. князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462 гг.) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 гг.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы.


В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г. в ней был поставлен список Боголюбской иконы, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря.

Чудотворным образом в тот период считалась и Боголюбская икона кремлевского Сретенского собора.


С особым почитанием Боголюбской иконы в эпоху Петра I связано предание об иконе в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, подаренной Петром стольнику Б. Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма, а также предание о появлении Боголюбской Московской иконы Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города.


Составление службы Боголюбской иконы относится к рубежу XVII-XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре. Старейший список службы датируется 1704 г.

Известно три основных варианта Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, получивших распространение в XVII-XIX вв.


Первый – это иконы, точно копирующие древний образец, где Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками ко Господу.

Второй – Божия Матерь изображена вместе с предстоящим перед Ней на коленях благоверным князем Андреем Боголюбским.

Третий вариант – «Моление о народе», Божия Матерь изображена с молящимся перед Ней сонмом святых – московских святителей, благоверных князей и др.


Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры.

В 1771 году г. Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России).

Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года.

Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.

Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта г-на Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится.

И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась.

Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!», и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.


Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция.


Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек.

Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими.

В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе.

Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними – священнослужители и архиерей.

Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством.

Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.


В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов.

За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом.

А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.


Исходя из вышеизложенного видно, как велико было в народе почитание Боголюбской иконы Божией Матери.

Конечно же, по вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре.


Возвращаясь к истории возникновения крестного хода, можно отметить, что в том же 1771 году жители Москвы, узнавшие о том, что город Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами.

Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало безпокойство светских и духовных властей.

Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некоторым данным, имел намерение убрать икону со стены.

Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.


Следующая массовая вспышка холеры, сопровождающаяся также народными волнениями, произошла в России в 1830-31 гг.

Несмотря на все меры, предпринятые правительством по борьбе с эпидемией, одними медицинскими средствами ее погасить не удалось. Поскольку любое заболевание – это посещение Божие или в наказание за грехи, или для вразумления для людей, то по повелению царя Николая I по всем храмам Российской империи был разослан текст особой молитвы для ежедневного чтения на литургии об избавлении от напасти.

Осенью 1831 года опять же по повелению царя приказано было отслужить по всем храмам России благодарственные молебны за исцеление и прекращение эпидемии холеры.


В разгар этой эпидемии в с. Тейково, тогда принадлежавшее Владимирской губернии, выехал губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевской.

Он был родом из этих мест – имение Хметевских находилось в селе Березовик (теперь это Ковровский район). С 25 мая по 30 июня 1831 года Хметевской пребывал в Тейково, где под его руководством была устроена инфекционная больница.

Тогда же в Тейково был доставлен и один из списков Боголюбской иконы, после совершения молебнов перед которым, эпидемия прекратилась.

За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение.

Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 г. он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.


А от Боголюбской иконы Божией Матери и ее многочисленных списков продолжали совершаться чудеса.

В том же 1831 году в г. Усмани Тамбовской губернии после молебнов перед Боголюбской иконой также прекратилась эпидемия холеры.



Известными списками Боголюбской иконы Божией Матери кроме вышеперечисленных, являются Тарусский в Калужской области, Зимаровский в Рязанской области, Угличский и многие другие, по молитвам перед которыми верующие получали исцеление от губительных поветрий – холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.


Если и в дореволюционное время крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери были основным источником дохода для содержания обители, то после революции это было единственным средством, чтобы добыть средства к существованию.

Божия Матерь питала служащих Ей.

В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии.

Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме, как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню.

Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время.

Деньги на принятие иконы собирали всем миром.

Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны.

Но далеко не все жители были столь благочестиво настроены.


Крестные ходы с Боголюбской иконой продолжались еще несколько лет и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении.

После закрытия в 1923 г. Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была передана группе верующих с. Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени.

В Боголюбской обители, в большом соборе стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.


Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно накануне дня празднования Владимирской иконы Божией Матери.

На крестный ход выносится один из списков Боголюбивой иконы. 2 июня вечером сестры Боголюбской обители с духовенством и богомольцами торжественно направляются с иконой в храм свв. равноапостольных Константина и Елены Свято-Алексеевского монастыря г. Владимира.


В течение целого месяца Боголюбская икона по древней традиции пребывает в городе – ее носят крестными ходами во все приходские храмы, а 30 июня вечером – накануне дня памяти Боголюбской иконы, ее торжественным крестным ходом возвращают в обитель.


На этот крестный ход, совершаемый ежегодно, собирается около 4-х тысяч человек со всей России.

Главный соборный храм Боголюбской обители, выстроенный в честь этой иконы в 1866 году на средства московских купцов Алексеевых, вмещает в себя 5 тысяч человек.

Он был заложен в 1855 году, во время торжеств, посвященных 700-летию основания обители.

В настоящее время и храм, и монастырь полностью возрождены из руин, завершена и реставрация росписи соборного храма.

Все это сделано на наших глазах буквально за последние 10-12 лет благодаря неустанным трудам настоятеля монастырских храмов и духовника обители архимандрита Петра (Кучера) с сестрами.

Монастырь является одним из духовных и культурных центров современной России.



БОГОЛЮБСКAЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "МОСКОВСКАЯ" (1157).


Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу.

Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений.


Существует много списков с Боголюбской чудотворной иконы Богоматери.

Один из таких списков, особенно почитаемый верующими, находился в Москве, при входе в Китайгород, над Варварскими воротами.


Особенностью иконы является изображение на ней, кроме Спасителя и Божией Матери, предстоящих святых угодников Божиих: святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, блаженных Василия и Максима, преподобной Параскевы, святителя Василия Великого, апостола Петра, Алексия, человека Божия, апостола Симеона, сродника Господня, мученицы Параскевы и преподобномученицы Евдокии.

Сам этот особый извод, в XVII столетии известный как "Моление о народе", был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.


Неизвестно, кто и когда поставил эту икону над Варварскими воротами.

Предание рассказывает, что она поставлена здесь при императоре Петре Великом, в семействе которого она пользовалась особым почитанием и уважением.

У этой иконы совершилась многие чудеса и исцеления, особенно в 1771 году.

С того времени икона Богоматери над Варварскими воротами особенно почитаема в народе.

Ко дню празднования этой иконы, т. е. к 18-му июня, у Варварских ворот собирались многочисленные толпы богомольцев.

Пред иконой служился торжественный молебен, после которого богомольцы прикладывались к образу Богоматери.

Для этого икона спускалась со своего места вниз и ставилась в особую палатку у ворот, где пребывала в продолжение трех дней.

На это время езда в экипажах через Варварские ворота прекращалась, так как площадь пред воротами с утра до вечера была полна богомольцами, желающими приложиться к чудотворной иконе Богоматери.

Богомольцы собирались в большом количестве, не взирая ни на какую погоду.

По истечении трех дней пред иконой опять совершался общий молебен, и она поднималась на блоках вверх, где пребывала до 18 июня /1 июля по н. ст.) следующего года.


Икона Божией Матери Боголюбская-Московская,

Находилась раньше в Китай-городе, над Варварскими воротами,

Чудотворный образ прославился исцелениями,

В 1771 году, во время на город чумы нападения,


С этого года образ стал народом почитаться,

И ежегодно перед ним молебны совершаться,

В праздник образа икона со стены спускалась,

И была в шатре, три дня, куда паломники стекались.

(Виктория Скитёва)


Ныне икона находится в церкви Всех Святых на Кулишках на Славянской площади, между улицами Варваркой и Солянкой.

Она построена великим князем Дмитрием Ивановичем Донским для поминовения православных воинов, убиенных в Куликовской битве. Церковь воздвигнута немедленно по возвращении князя с Куликова поля в Москву.

По обветшании она в 1687 году перестроена и несколько исправлена в 1845 году.

Местонахождение: Россия, Москва, храм Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот, Петропавловский пер., 4-6


БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ЗИМАРОВСКАЯ" (XIII).


Село Зимарово Александро-Невского района известно далеко за пределами Рязанской области.

Такую популярность ему придаёт чудотворная икона Божьей Матери Боголюбской.

Точное её название — «Зимаровская Боголюбская».


Предполагается, что это список (копия) с почитаемой иконы Божьей Матери, хранимой в Боголюбском монастыре.

С неё было сделано несколько списков, один из которых — Зимаровская Боголюбская икона.

Достоверных сведений о том, как и по чьему решению появилась Зимаровская икона, нет.


Чудотворным этот список стал считаться после его самовосстановления.

По одной из легенд, Боголюбская икона Божьей Матери, которая позднее будет именоваться Зимаровской, была установлена над входом в город Пронск (по другим источникам — в город Боголюбово).

Во время татарского нашествия икону раскололи и бросили в кусты.

Однако она сама собой срослась.

Правда, не очень ровно — одна часть немного выше другой.


Где икона была несколько веков, неизвестно.

Вновь в жизнь людей она вернулась во второй половине XVIII века.

Владельцем этого чудотворного списка стал Василий Абрамович Лопухин, который даже и не подозревал об истинной ценности иконы.

Она к тому времени пришла в ветхость и хранилась в кладовой московского дома Лопухина на Пречистенской улице.

В 1771 году в Москве свирепствовала моровая язва.

Одному из заболевших во сне было откровение.

Следуя ему, он пришёл в Лопухину с просьбой совершения молитвы перед Боголюбской иконой.

Поиски не сразу увенчались успехом, однако святыня была найдена и заболевший после молитвы смог исцелиться.

Слух об этом распространился по Москве довольно скоро.

В дом Лопухина стали стекаться люди.

Чтобы избежать столпотворения в своём жилище, Василий Абрамович передаёт икону в церковь, где служил его духовник.

Однако священник прихода, в котором состоял Лопухин, стал настоятельно просить его передать икону в приходскую церковь, что не устраивало духовника.


Перед кончиной (около 1780 года) владелец иконы завещал отправить её на свою родину, где она находится и по сей день в Боголюбском храме села Зимарово Новодеревенского района Рязанской области.

С тех пор она именуется «Зимаровская Боголюбская».


Названа икона по наименованию,

Села Зимарово, области Рязанской;

Список Владимирской Боголюбской иконы -

Одной из древнейшей икон чудотворных.


По древнему преданию, эта икона,

Стояла на воротах города Пронска.

А в XIII веке, после нашествия татар,

Икона была найдена расколотой в кустах.


При приставлении одной к другой половины,

Обе части её мгновенно соединились,

Правда, не скрыть факт такой:

Одна половина выше другой.


На месте этого события был построен храм,

Так как икона была обретена именно там,

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы,

Так что иконе 7 апреля – ещё день празднования отводится.


Не известно, как эта святыня,

Стала помещика Лопухина святыней,

Что жил на Пречистенской улице в Москве,

В 1771 году, кто-то постучал к нему в дверь…


К Лопухину пришел больной житель,

И просил перед иконой молебен отслужити,

Но о Боголюбской иконе хозяин не слыхал,

Тогда больной о сне про икону рассказал.


Больному разрешили искать икону,

И вот обыскав почти полдома,

На чердаке, среди хлама, в пыли,

Святыню искомую нашли!


Икону очистили и отслужили молебен,

И тут же последовало исцеление!

Весть об этом чуде по Москве была разнесена,

И болящие стали стекаться в дом Лопухина.


Перед кончиной владелец завещал отправить икону,

В Боголюбский храм Зимарово, Новодеревенского района,

Что в Рязанской области, где и по сей день,

Радует прихожан городов и деревень.

(Виктория Скитёва)


Непосредственно населённый пункт Зимарово звался также Архангельское и Васильевское.

Архангельским село было из-за одноимённой церкви, издавна там существовавшей, Васильевским — от имени владельца земель Василия Абрамовича Лопухина.

В последней четверти XVIII века он создаёт здесь усадьбу.


Во второй половине XVIII века икона эта перешла в собственность помещика села Зимарова Лопатина.

Так как к этому времени она весьма обветшала, то ее поместили в кладовой вместе с другими ветхими вещами.

Но Богоматери неугодно было такое забвение и пренебрежение со стороны Лопатина к Ее иконе.

В 1771 году Москву посетила моровая язва.

Когда один житель Москвы заболел этой болезнью, ему было указано в сонном видении, что он может исцелиться, если совершит молебен пред иконою Богоматери, находившейся в доме Лопатина.

Больной получил от помещика икону Богоматери, отслужил пред нею молебен и сразу же почувствовал себя лучше, а в скором времени и совершенно выздоровел.

В том же году пред этой иконой получила исцеление от моровой язвы еще одна жительница Москвы.


С первой половины XIX века ею владела семья Колобовых.

После того, как на Надежде Петровне Колобовой женился рязанский общественный деятель эпохи Александра II, работавший в комитете по проведению крестьянской реформы, князь Сергей Васильевич Волконский, земли перешли к этой известной фамилии.

Следующим владельцем усадьбы стал их сын Николай Сергеевич Волконский, русский политический деятель.

Он долго был земским деятелем Рязанской губернии.

В 1904 году принял участие в ноябрьском съезде земцев в Санкт-Петербурге и подписал конституционную резолюцию.

В 1905 году был одним из основателей Союза 17 октября, в котором сохранял верность принципам конституционализма.

Был членом первой Государственной Думы, после роспуска которой избрался членом Государственного Совета от Рязанского земства.

Затем отказался от этого звания и был избран в Рязанской губернии членом Государственной Думы III созыва.

Все из перечисленных Волконских были похоронены в фамильном склепе в селе Зимарово.

В советские годы его разрушили.

В 2007 году на этом месте был установлен поминальный крест.


В 1848 году холера начала свирепствовать в Рязанской губернии.

Жители отправились в город Сапожок, где в то время находилась Боголюбская икона Богоматери из Зимарова, и 23 июня принесли ее; вдруг поднялся сильный вихрь, и разразилась гроза.

С этого момента холера стала ослабевать и в скором времени совершенно прекратилась.


В первой половине XIX века в селе была ещё одна усадьба.

Принадлежала она капитану Александру Ивановичу Стаховичу, участнику Отечественной войны 1812 года.

Он создал здесь конный завод.

Усадьба вплоть до Октябрьской революции оставалась во владении представителей этой фамилии.

Одной из владелиц земель в Зимарово была Мария Александровна Стахович, вышедшая замуж за хирурга, президента Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Петра Александровича Дубовицкого, владельца имения в селе Стенькино Рязанского уезда.


От тех времён в селе остался только храм, где хранится Зимаровская Боголюбская икона Божьей Матери.

Когда именно здесь была построена церковь, история умалчивает.

В 1781 году старый сельский деревянный храм настолько обветшал, что проводить службы в нём стало невозможно.

Сельчане попросили церковное руководство построить новую церковь во имя архангела Михаила.

В 1786 году новый деревянный храм был освящён.

Церковь простояла до середины XIX века.

В январе 1849 года в ней случился пожар, полностью уничтоживший строение.

Зимаровская Боголюбская икона при этом чудесным образом спаслась от огня — за день до этого её отвезли для совершения молитвы в Скопинский уезд по просьбе одного из почитателей.


Священник зимаровской Архангельской церкви ещё до этого события обратился к гвардии-полковнику Михаилу Николаевичу Семёнову с просьбой участия в строительстве нового каменного храма вместо деревянного.

Михаил Николаевич отличался благородством и бескорыстием.

Большую долю своих средств он тратил «во благо ближних», в том числе на строительство храмов.

Первый из них был построен в имении Семёнова в селе Архангельское.

Зимаровский храм стал следующим.

Комитет по строительству церкви в Зимарово был учреждён в 1844 году.

Возглавил его Семёнов.

Был организован сбор средств.

Большую помощь оказали сам Михаил Николаевич, князь Сергей Васильевич Волконский, дворянин Николай Семёнович Батурин, помещик Дубовицкий и многие другие.

Новый храм состоял из трёх престолов.

Первым в 1850 году построили и освятили придел во имя архистратига Михаила, позднее — во имя Боголюбской иконы Божьей Матери и ещё один придел в память святителя Николая Чудотворца.

Окончилось строительство в 1852 году.


Считается, что проектировщиком церкви являлся главный архитектор Рязанской губернии Николай Ильич Воронихин.

Он известен как автор здания Дворянского собрания в Рязани и украшенного высоким позолоченным шпилем последнего яруса знаменитой колокольни Рязанского кремля.


Зимаровская Боголюбская икона всегда была почитаема людьми.

Её носили по населённым пунктам, где свирепствовали эпидемии. Чудотворная икона, утверждают верующие, избавляла от болезней.

В 1848, 1861, 1871, 1892 годах она спасла жителей разных сёл и городов губернии от холеры.

Рязанцы даже добились, что икону стали привозить в столицу губернии ежегодно на несколько месяцев.

Она прибывала на специальном поезде в вагоне первого класса.

Встречать её на вокзал приходили почти все жители города.

Шли семьями с детьми.

Традиция поддерживалась и в первые годы после революции.

Правда, привозили икону уже на лошадях.

Боголюбская церковь в Зимарово действовала до 1930-х годов.

Затем храм закрыли, устроив в нём склад сельскохозяйственной продукции. Вновь его открыли в конце 1940-х годов.


Следы Зимаровской Боголюбской иконы, того самого древнего списка, расколотого и позднее восстановившегося, теряются в 20-е годы XX столетия.

Та икона, что хранится ныне в зимаровском храме, является копией, сделанной в конце XVIII – начале XIX века.

В имеющейся в церкви описи имущества значится, что в 1915 году в ней было пять таких списков — над входом, на воротах и так далее.

Один из таких списков чудесным образом вернулся в церковь после её повторного открытия.

Как точно её обнаружили, сейчас сказать не может никто.

Одни говорят, что её принесли из соседнего храма, другие утверждают, что икона хранилась в сторожке неподалёку.


Самая интересная легенда гласит, что икона всё это время оставалась в доме у одного плотника из соседнего села.

Её передали ему для того, чтобы он сделал раму для портрета какого-то чина.

Но раму он делать побоялся, решил подождать.

О задании ему не напоминали, а он и не суетился.

В конце концов икону плотник спрятал, положив ликом вниз на кровать.

Спать на этой кровати не стали.

Когда волна гонений на христиан поутихла, икону достали и повесили в переднем углу.

Когда церковь открывали вновь, то пошли к плотнику за Зимаровской Боголюбской иконой.

Того, однако, уже не было в живых.

В доме жил его сын, любивший выпить.

Он не хотел просто так отдавать икону и просил за неё выкуп.

Трижды ходили к нему люди с просьбой отдать икону храму, но он отказывал.

При третьем посещении просителей икона упала.

Мужчина привязал её и лёг спать.

Утром он обнаружил, что икона стоит возле двери.

Тогда мужчина сам отнёс образ в церковь.


И жители Зимарово, и верующие утверждают, что и этот список творит чудеса.

Славится икона своими исцелениями и помощью в делах.

Впрочем, списки с Боголюбской иконы в Рязанской губернии были почти в каждом храме, много их и сейчас.

А вот чудотворными считаются два — икона зимаровского храма и икона Георгиевского храма села Городище Рыбновского района.


Чтимый список (копия) чудотворной иконы находится в Борисоглебском соборе города Рязани.


О чем молятся Пресвятой Богородице перед иконой «Боголюбская»


Боголюбивой Божией Матери специально молятся об избавлении от эпидемий и тяжких болезней. Ее просят также защитить нашу страну от вражеских нашествий, сохранить невредимыми церковных пастырей, православных воинов, людей, путешествующих по морю и суше, избавить молящихся от скорбей, искушений, бед, взаимного оклеветания, осуждения и ссор, спасти их от стихийных бедствий, пожаров, смертельных болезней и голода.


Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою «Боголюбская»


О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему; приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас, грешных, ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О предивная Владычице, покажи на нас чудныя милости Твоя: не предаждь страну нашу на разорение врагом, сохрани невредимы и пастыри церковныя, и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры, сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы, подай нам Твою милостивую помощь на пути, в мори и на суше, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твердым возсылаем к Тебе нашу убогую молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.


Чудо Боголюбской Божией Матери




Интересные страницы

9 июля ( 26 июня) Икона Богоматери "Тихвинская"

Девятая пятница после Пасхи - Табынская Икона Божией Матери

7 августа (25 июля) - Успение праведной Анны

10 августа (28 июля) Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская.